Гендерные различия у мальчиков и девочек начинают проявляться с раннего детства. Они обусловлены не только закреплением социальных норм поведения и интересов у детей разного пола, но и влиянием биохимических, генетических факторов.
Часто встречается мнение, что ориентация в пространстве гораздо лучше развита у мальчиков. Согласно данным научных исследований, в реальности, дело обстоит немного сложнее.
В дошкольном возрасте и девочки и мальчики одинаково успешно справляются с большинством пространственных задач, но предпочитают разные способы восприятия информации.
Внимание мальчиков в воспринимаемом образе привлекают, в большей степени величина, количество, наличие или отсутствие предмета. Девочки, же, обращают больше внимания на цветовые характеристики предметов.
Интересно, что девочки отдают предпочтение последовательной линейной стратегии восприятия, тогда как мальчики чаще выбирают стратегию восприятия и действия «от центра к периферии». Согласно зарубежными исследованиями Дж. Крамера, мальчики преимущественно выделяют обобщенные характеристики, а девочки лучше замечают детали.
Особенности зрительного восприятия следует учитывать при обучении. Чтобы привлечь внимание мальчиков или девочек можно использовать различный наглядный материал. Подавая визуальную информацию девочкам, рекомендовано последовательно располагать объекты изучения («слева-направо») и выделять их яркими цветами. Детали, которые находятся на периферии или являются наименее яркими, по сравнению с другими, могут быть проигнорированы девочками.
Мальчикам, может быть, трудно замечать детали, особенно, при длительном изучении материала, поэтому необходимо использовать средства, которые привлекают их внимание: использовать разницу в величине объектов, количестве, ориентации объектов.
Так же, обнаружено, что мальчики в значительной степени превосходят девочек в понимании и воспроизведении пространственной ориентации линий. Для девочек средствами тренировки восприятия зрительно-пространственной ориентации наклонных и перпендикулярных линий могут служить графический диктант, формирование навыков ориентировки на циферблате стрелочных часов.
Статья основывается на данных научного исследования гендерных особенностей зрительно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. (Десяткина Е.В., Меркулова В.А.).