Эта статья про ценность человеческой жизни. И про ятрогению. Про переживания человеком, пациентом тех травм, которые наносит ему современная медицина , как на частном (больничном), так и на глобальном уровне.
Как-то очень давно в рамках одного круглого стола, где собрались врачи- онкологи, гематологи, психиатры, организаторы здравоохранения, а также психологи, социальные работники, философы-биоэтики, представители других профессий, был задан один единственный вопрос — «Кто или что является главной фигурой в клинике?». Все врачи ответили «Врач!». Да, ни пациент, ни его болезнь, а врач. Клиники, оказывается, нужны для врачей.
За двадцать лет мало, что изменилось. Именно такая позиция опасна своими ятрогениями, именно в этом случае профессионалы личностно «деформируются», начиная ощущать себя «великими», обесценивают личность, ценности, чувства и, наконец, жизнь пациента.
Хочется сказать, не виноваты они, жизнь такая. Быть может, когда в социуме человеческая жизнь обесценена, идёт жёсткая сегрегация своих и чужих, когда в реанимацию не пускают родственников, паллиативные пациенты не получают должной помощи, когда происходит много-много других «неправильностей» по отношению к пациенту и его близким, мы делим ответственность с властью, с социальными институтами, с собственным историческим и травматическим опытом надо мной глумились, вот и я также себя веду, и это правильно….), иногда «забывая» про свою ответственность.
Вот сегодняшние иллюстрации:
1.По интернету давно бродит тест, в котором есть такой вопрос: «Отправили бы Вы на аборт беременную мать восьмерых детей, страдающую сифилисом, у которой уже среди этих восьмерых детей есть слепой, глухой и умственно отсталый». После того, как респондент отвечает, появляется следующий текст: «Отправили бы, убили Бетховена».
Была попытка провести мини исследование, посмотреть, как отвечают разные люди, разных возрастов.
Подростки 15-16 лет чаще отвечают «нет». «Человеческая жизнь дорога, даже если это нерожденный ребёнок…». Чем старше, тем более «рациональные», а также «наученные жизненным (а часто травматичным) опытом», все чаще ответы «Да».
Это шуточный тест.
А вот следующий пример, уже не шутка.
2. На сайте кафедры акушерства и гинекологии одного из медицинских вузов висит пример экзаменационного теста, с правильными вариантами ответов. Сейчас сессия, студенты готовятся к экзамену.
Вот один из вопросов: «Женщине, находящейся на учете в психоневрологическом диспансере, показано
а)Хирургическая стерилизация;
б)Гормональная контрацепция;
в) ВМС
г) Постинор
д) Презерватив».
Правильный ответ а). Я поинтересовалась у приятельницы, которая показала мне этот тест «У нас что, рецидив карательной психиатрии?». Ответ был таков : «Нет, психиатры, похоже, об этом не догадываются, это непрекращающаяся карательная гинекология».
Тест этот новенький, свежеиспеченный. Прошлый век в мозгах у докторов.
3. На днях в одном дальневосточном городе умерла от рака пожилая женщина. Ещё в недавнем прошлом уважаемый доктор. Болезнь обнаружена только что, но уже в запущенной стадии. Радикальная терапия не показана. Паллиатив. Но паллиативный больной должен получать нелимитированное обезболивание, наркотические препараты. Но эта женщина получала промедол по часам, а также всякие анальгетики. Боли практически не купировались. Где настоящие обезболивающие, о которых кричат на всех углах, что паллиативные больные Ими обеспечены? В больнице не хватало пелёнок, специального питания, отсутствовали дополнительные средства ухода за пациентом. Когда состояние стало критическим, но при этом, пациентка была в сознании, ее планировалось перевести в реанимацию, родственникам было сказано : «Прощайтесь с ней, все равно помирает, и Вас в реанимацию мы не пустим». Они отказались переводить мать в реанимацию, она и умерла в буквальном смысле на руках своих детей.
4. И, наконец, случай из собственной жизни. Случай, о котором я сейчас вспоминаю с улыбкой, хотя тогда мне было тревожно. Осень 2001 г., третий триместр беременности. Очередной раз делаю узи в женской консультации. Врач очень так спокойно диктует медсестре, что у ребёнка правые стопа и кисть не визуализируются. Умом я понимаю, что , если на предыдущих узи всё визуализировалось, значит они есть. Понимая это, я, надеясь получить не столько информацию, сколько поддержку от доктора, задаю вопрос: «Вы просто не видите стопу и кисть, или их нет», и получаю ответ: «Я не знаю, есть они или их нет». И тут, я почувствовала всю прелесть «невротического расщепления», логика пока «держится»-раз раньше были, значит есть и сейчас, но среди эмоций на первое место выполз страх «А вдруг?». Дома муж провёл с мной беседу, опираясь на логику. Но эффект был не стопроцентный. А на следующий день я пришла в ГНЦ, в любимое отделение (ГиИТ). Основным местом работы уже тогда у меня был 2-й мед, но при этом, по совместительству я работала медицинским психологом в гематологическом научном центре, там, где много лет работала над диссертацией. Пришла, как обычно, консультировать пациентов. Зашла в ординаторскую, о чем- то разговариваю с докторами, а потом, как-бы в шутку рассказываю «А знаете, вчера делала узи и ….». Видимо, моя эмоциональная реакция «зацепила» одного из докторов, он подошёл ко мне, взял за руку и говорит «Идём к узистам». Привёл в кабинет Узи, там все обрадовались, спрашивают : «Пол будем определять?», я в ответ «Нет, стопу и кисть искать». Сколько было веселья! Сразу набежал народ. Общими усилиями обнаружили обе стопы и обе кисти. Как бонус, решили определить пол, но ребёнок так «закрывался» от всех, что его решение оставить свой пол в тайне, уважили. Кстати, этот факт Ярослав «держал» в тайне до своего рождения. Да, в тот момент друзья-гематологи и узисты из ГНЦ поддержали меня, не стали мне «шить» энцефалопатию беременной, а просто «сняли» мой страх. И, казалось бы, я со своими знаниями и опытом проведения занятий для беременных, сама в этой ситуации продемонстрировала всю симптоматику, характерную для беременной женщины с ятрогенным опытом.
Все эти иллюстрации показывают, как пациенту необходимо в этическом плане бережное отношение, как важно уважение к человеку, независимо от его физического и психического состояния не только на уровне той или иной больницы, а на уровне социума в целом.
Автор: Ивашкина Марина Георгиевна