Растущая популярность пособий по обучению чтению в 1-2 года, количество детских развивающих приложений для IPhone в App-Store, программы для младших школьников по изучению иностранных языков, говорят о большой популярности идеи раннего интеллектуального развития среди родителей.
Каждая мама хочет дать всё лучшее своему ребёнку. Но, всегда ли стоит полагаться на модные тренды? Особенно если это касается психического развития и здоровья ребенка.
Давайте обратимся к научным данным о том, как могут повлиять на ребенка от года до трёх лет несвоевременные интеллектуальные задачи, которые ставят перед ним родители.
Интеллектуальное развитие обусловлено созреванием мозговых структур. В раннем возрасте (от 0-3 лет) главную роль играют субкортикальные (подкорковые), срединные, медиобазальные системы головного мозга. Это определяет основные законы, по которым идёт развитие ребенка. Он непосредственен, его поведением руководят эмоции, желания ситуативны (интересно то, что попадает в поле зрения). Главные приобретения этого возраста – расширение двигательного репертуара (ходьба, бег, и т.д.) и фразовая речь. Чем богаче его опыт эмоционального общения и двигательная активность, тем динамичнее формируются нейронные связи, обеспечивающие механизмы адаптации и взаимодействие структур головного мозга.
Как влияет стремление к раннему интеллектуальному развитию ребенка? Разберем на примере обучения чтению в раннем возрасте.
Чтение, как один из видов письменной речи является более поздним и сложным образованием, чем устная речь. В психофизиологической основе чтения лежит целый ряд обеспечивающих его психических процессов и звеньев. Перечислим только часть: процесс звукоразличения, анализ акустической, кинестетической, кинетической основы слова, активизация в памяти оптического образа буквы, понимание замысла, регуляция и контроль за выполняемыми действиями и т.д.
Процесс чтения связан с активностью мозговых структур, недостаточно сформированных в раннем возрасте для такой сложной деятельности, таких как префронтальные отделы коры, зона ТРО. Поэтому, если вам и удастся добиться результата в усвоении навыка чтения малышом, то, в его основе будут лежать неправильные механизмы и ребёнка придётся переучивать.Так же, психическое истощение от чрезмерной интеллектуальной нагрузки может привести к неврологическим и психосоматическим проблемам в будущем.
Каждый этап развития вашего ребёнка неповторим и бесценен. Развивать ребёнка, безусловно, нужно, но подбирая доступные и отвечающие потребностям возраста задания. Забирая силы у его насущных задач, мы можем лишить малыша других возможностей – стать двигательно ловким, чутким и отзывчивым, любознательным.
Автор: Десяткина Евгения Валерьевна