Особенностью младших школьников является полное признание ими авторитета взрослого, а самооценка ребенка ещё неотделима от внешних оценок.
На этом возрастном этапе система «ребенок — учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям, а так же к детям. Развитие самооценки младшего школьника зависит в значительной степени от мнения учителя и взаимоотношений с ним, от того насколько он умеет отвечать требованиям, которые ему предъявляет в школа.
По традиции большинства школ, дети наделяются одобрением и поощрением учителей преимущественно за учебную деятельность. То, что ребенок осознает в процессе обучения как успех или неуспех представлено в виде учета успеваемости или неуспеваемости школьника. Оценивая знания, учитель, по существу, одновременно оценивает личность, её возможности, её место среди других. Именно так воспринимается оценка детьми. В результате, Я-концепция ребенка оказывается пронизанной ценностями и стандартами, связанными с учебными достижениями.
Количество детей с высокой успеваемостью по всем предметам, как мы знаем, крайне мало. У слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, у них может оставаться «приглушенное» чувство неполноценности.
У отличников и хорошо успевающих детей, в свою очередь, есть опасность того, что может сложится неадекватно завышенная самооценка, то в дальнейшем это может привести к некритичному отношению к своему Я.
Полноценное развитие личности предполагает формирование реалистичной самооценки: ориентации ребенка на знание своих особенностей и наличие обоснованных и разносторонних суждений о себе.
Переход от младшего школьного возраста к подростковому характеризуется рядом важнейших изменений.
Как меняется отношение к самому себе у подростка ? Почему многие исследователи определяют подростковый возраст как критическую фазу развития самосознания?
Дело в том, что в этот период последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и Я-концепция.
Подростку ещё далеко до истинной взрослости. Взросление подростка связывается им, главным образом, с приобщением себя к миру взрослых. У него появляется желание самому отвечать за свои поступки и за общее дело, он требует признания своей самостоятельности и равенства.
Я-концепция, как новый уровень самосознания, характеризуется у подростков появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и уникальности. Ребенок стремится к наибольшему раскрытию своих личностных качеств и способностей именно в группе, особенно если эта группа является для него референтной. Подростки особенно уязвимы перед манипулятивным воздействием и давлением референтной группы, чаще всего — это школьный коллектив сверстников.
Проблемы в учебной деятельности, нередко вызываются именно ситуацией, которая складывается из-за неподходящего социального статуса школьника в классе. Причиной или следствием положения ребенка в группе сверстников может служить неадекватная самооценка. Статус определяет права, обязанности, привилегии подростка в группе. Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитет, как своеобразная мера признания. Окружающие часто отвергают подростков с низкой самооценкой. Ситуация неблагополучия в общении со сверстниками часто приводит к тревожности и отражается на общем эмоциональном состоянии.
На данном этапе развития ребенок начинает более объективно оценивать поступки других людей, а значит и свои. Поэтому, его самооценка становится все более адекватной его достижениям.
Подводя итог всему вышесказанному, нам хочется подчеркнуть, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее человеку. Справедливость оценки окружающих оказывает наиболее сильное влияние на формирование самооценки именно в школьном возрасте. Поэтому, родители и учителя должны помочь ребенку быть успешным, научить адекватно оценивать себя, чувствовать себя счастливым.
Автор: Десяткина Евгения Валерьевна