В статье описываются основные положения интегративной креативноструктурной (ИКС) психотерапии, авторского метода. Основная идея ИКС — терапии — фокусировка на личности клиента, как уникальной, исследование ее проблем в развитии на всем жизненном пути, и помощь личности в решении психологических проблем всем комплексом психотерапевтических мероприятий, способствующих развитию спонтанности, гибкости (креативности), рефлексии (структурности) и глобального осознания (интеграции).
В статье рассмотрены психологические механизмы формирования различных психологических проблем и трудностей пациента, а также предложены психотерапевтические приемы и методы для их решения.
Ключевые слова: интегративная креативно-структурная (ИКС) психотерапия, личность, личностный рост, психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование.
Что такое интегративная креативно-структурная психотерапия (ИКС)? Как она связана с другими известными направлениями? В чем ее специфика?
Основная идея ИКС-терапии — фокусировка на личности клиента, как целостной и уникальной; исследование ее проблем в развитии на всем жизненном пути, и помощь личности в решении психологических проблем всем комплексом психотерапевтических мероприятий, способствующих развитию спонтанности, гибкости (креативности), рефлексии (структурности) и глобального осознания (интеграции).
Пространство личности можно представить в виде шара, который включает в себя сегменты с темами-проблемами разного уровня. Например, уверенность в себе и отвержение, отчужденность и симптомы бронхиальной астмы — это полюса одной группы сегментов, а креативность и булимия, сверхконтроль и игровая зависимость — полюса другой. Поэтому с помощью метода ИКС-психотерапии можно решать проблемы разного типа — проблемные состояния личности, кризисные переживания, зависимости, психосоматические расстройства, личностный и профессиональный рост, успех.
Теоретическими основаниями данного подхода являются взгляды на личность, ее развитие и проблематику в эпигенетической модели Э.Эриксона [17], теории объектных отношений, аналитической психологии К.Г.Юнга [18], трансперсональном подходе С.Грофа [7], транзактном анализе Э.Берна [5], гештальт-ориентированной терапии Ф.Перлза [13], гуманистической школе К.Роджерса [14].
Психотерапевтические приемы и техники данного направления во многом перекликаются с когнитивно-бихевиоральной терапией, НЛП, глубинной психотерапией, суггестивными методами, психодрамой, гештальт-терапией, арт-терапией, телесно-ориентированной и системной семейной терапией.
Сегменты личностного пространства включают в себя темы-проблемы разного уровня [11]. Первый сегмент личностного пространства — сегмент уверенности и базового доверия. На данном этапе фокусом психотерапевтической работы является анализ ядерных проблем, связанных с нарушением данного уровня, — отвержения, неуверенности, условного принятия, сформированными в возрасте до 1 года.
Второй сегмент личностного пространства — сегмент личностных границ и связанного с этим контроля, а также сегмент эмоциональности, креативности и половой идентификации. Проблемы, связанные с нарушением этого уровня, формируются в возрасте от 1 года до 3 лет и представляют собой — нарушение личностных границ, трудности контроля, “анальный характер”, манипулятивное поведение; а также в возрасте от 3 до 7 лет — трудности спонтанности, алекситимии, принятии своей сексуальности.
Третий сегмент личностного пространства — сегмент продуктивной организованной и планомерной деятельности. Проблемы данного уровня — трудности реализации, структурирования, достижений, сформированные в возрасте от 6 до 16 лет.
Последний, четвертый сегмент личностного пространства — обретение целостности, мудрости, преодоление кризисов и травм потерь, развитие харизматичности, как черты интегрированной личности. Если нарушен данный уровень, то у человека отмечаются трудности осмысления и интеграции.
Таким образом, с помощью метода ИКС-психотерапии можно решать проблемы разного типа — проблемные состояния личности, кризисные переживания, зависимости, психосоматические расстройства, личностный и профессиональный рост и т.п.
Рассмотрим теперь психологическую проблематику разного типа с помощью приемов и методов психокоррекции и психотерапии.
Истоки Я или как стать УВЕРЕННЫМ Гадкому утенку.
Анализ и исследование первого сегмента личностного пространства — сегмента уверенности и базового доверия.
В основе уверенности в себе лежит базовое доверие человека к миру, которое формируется в первые годы его жизни. Элементы базового доверия возникают уже на 1 перинатальной матрице по С. Грофу (в период от зачатия до схваток). Во время беременности важно ждать ребенка, хотеть и при этом ничего от него не требовать. Неблагополучие 1 перинатальной матрицы можно скомпенсировать только в возрасте до года.
Для формирования чувства уверенности необходимы следующие условия:
1. безусловное принятие ребенка,
2. удовлетворение абсолютно всех его желаний в период от 0 до года, для чего необходимо научиться интуитивно чувствовать, что хочет ребенок, определять его потребности.
Неприятие ребенка, проявляющееся в виде ограничений физического и/или эмоционального контакта, условное принятие ребенка, а также даже частичное неудовлетворение его желаний рождают чувство отвержения, потери почвы под ногами, неуверенности в себе. Проявления во взрослом возрасте — неуверенность в себе или самоуверенность как гиперкомпенсация.
В возрасте до года закладываются некоторые психосоматические заболевания. Так, например, амбивалентное отношение матери (когда гиперопека, сверхлюбовь сочетается с отстранением в трудных ситуациях) лежит в основе развития бронхиальной астмы. Еще Александер указывал на то, что для лиц с язвенной болезнью характерным является недостаток любви, безусловного принятия в детстве.
Первый сегмент личностного пространства включает в себя, таким образом, самую тяжелую, травматичную группу проблем. В процессе психотерапевтической работы с клиентом, у которого имеются нарушения данного уровня, нужно быть готовым к частым проявлениям сопротивления.
Базовые символы этого периода: мать, младенец.
Ресурсы — образы принимающей матери, Матери Природы, герои сказок — ранее отверженные, но нашедшие в себе силы справиться со сложными ситуациями (например, мальчик-с-пальчик, частично гадкий утенок).
Основные формы психотерапии — любые невербальные методы: ТОТ, арттерапия, психодрама, символдрама (Луг), элементы Эриксоновского гипноза. Целью терапии является принятие себя без всяких условий, интеграция заботливой, безусловно любящей, принимающей материнской субличности. Применение техник поведенческой терапии в дальнейшем поможет выработать новые стратегии успешного, уверенного поведения.
Некоторые психотерапевтические приемы, способствующие формированию базового доверия и уверенности в себе:
Ассоциативно-когнитивная методика. Позволяет прикоснуться к собственному бессознательному, исследовать собственные проблемы, ресурсы (помогает найти позитивные ассоциации, которые могут помочь справиться с болезненными переживаниями). Слова: доверие, уверенность, принятие, безопасность. Можно раскладывать собственное имя, которое включает собственные ассоциации, установки и ожидания родителей, а также символику имени (глубинная часть имени, культуральная нагрузка).
Инструкция: “На каждую букву в каждом слове дайте ассоциацию, начинающуюся на данную букву Часть речи, повтор букв могут быть любыми”. Далее предлагается соотнести ассоциацию с данной темой в своей жизни, отследить возникшие чувства и осознавания. В случаях непонимания, неясности связи между ассоциацией и темой, предлагаем пациенту ответить на следующие вопросы: “Что для Вас данное слово?”; “Какие чувства оно вызывает?’; “Как это связано с Вашей жизнью?’. Данная методика “запускает” процесс рефлексии у пациента, помогает осознать важные компоненты своей проблемы, а также ресурсов, способствующих ее решению.
Рисунок “мое состояние сейчас”, в котором необходимо найти место состоянию доверия и отвержения. Затем рисунок состояния доверия. Символдрама — мотив Луга. После — рисунок состояния.
Разыгрывание сказки “Карлик нос”. Можно предлагать и другие сказки (“гадкий Утенок’, “Крошечка-Хаврошечка” и др.), главным условием является наличие в сказке главного героя, отвергнутого, подавляемого ребенка.
Телесно-ориентированная процедура с элементами драматизации «Мать и Дитя» (групповая форма работы, могут быть группы, состоящие из пар).
Данная процедура может выполняться в телесно-ориентированном и психодраматическом режимах, направленная на отработку собственного детско-родительского опыта, а также формирование способности к принятию и безусловной любви (“усиление” материнской субличности).
Психодраматическая виньетка “контакт с материнской любовью”. Невозможно оживить маму, но можно получить любовь матери в режиме психотерапии. Данная процедура проводится в режиме классической психодраматической техники “встреча”, а затем в процессе работы возможна интеграция и усиление собственной “материнской, безусловно- принимающей субличности”.
Я и мои ГРАНИЦЫ.
Анализ и исследование второго сегмента личностного пространства — личностных границ, зависимостей и контроля. Анализ проблем, связанных с нарушением данного уровня.
Второй сегмент личностного пространства связан с тремя стадиями развития: 2-й перинатальной (период схваток) и двумя постнатальными (1-3 года и 3-6 лет). Сейчас мы остановимся на проблемах, сформированных в возрасте от 1 года до 3-х лет. Вторая перинатальная матрица связана с первым опытом ограничений, который испытывает ребенок. Казалось бы, среда, которая защищает, кормит, дает жизнь, вдруг начинает проявлять “агрессию”, “выдавливать” ребенка, лишать его привычного комфорта. При этом ситуация “безвыходная”, шейка матки раскрыта неполностью, выйти в родовые пути ребенок не может. С. Гроф [7] называл этот опыт — страхом приближающейся смерти.
Благополучный опыт переживания 2-й матрицы — это наличие этого опыта. Неблагоприятный — отсутствие периода схваток (плановое кесарево сечение). По данным педагогов и детских психологов, отсутствие 2-й матрицы может привести к таким трудностям, как нарушение контроля, проблемы зависимого поведения. Но неблагополучия 2-й матрицы можно скомпенсировать естественным путем в возрасте от 1 до 3 лет.
Возраст от одного до 3-х лет — это возраст формирования личностных границ, осознавания своего Я, принятия своего имени, формирования первичной схемы тела, а также навыков самообслуживания, самоконтроля. Существуют благоприятные факторы переживания этого периода и неблагоприятные.
Благоприятные факторы — ребенок свободно осваивает пространство, ограничения в форме “Нельзя” появляются лишь в ситуациях, опасных для ребенка — огонь, высота, электричество и т.д. Ребенок свободно реализует свои желания быть самостоятельным — ходить на горшок, есть, одеваться. Близкое окружение максимально позволяет ребенку проявлять свою самостоятельность. В случае гармоничного проживания этой стадии развития у ребенка формируются границы, гибкие и проницаемые, также инициатива и желание проявлять свою самостоятельность.
Неблагоприятные факторы — Сверх самостоятельность с отсутствием безопасности. Ребенок волен делать то, что хочет и получает при этом травмы. Либо жесткие ограничения ребенка в сочетании с нарушением его границ, не ребенок выбирает, а взрослый за него. По любому поводу ребенок слышит “Нельзя”, его наказывают за невыполнение требований, манипулируют им, “парентифицируют” его (делают родителем по отношению к родителям).
На данных стадиях развития формируется целый спектр проблем: зависимое поведение разного типа, невротические диссоциации как реакция на частую манипуляцию, излишняя склонность к проекциям и интро- екциям, трудности с принятием своего тела, в том числе и нарушения пищевого поведения, коммуникативные проблемы (весь спектр от аути- зации и страха общения до конфронтирования и нарушения границ).
Немало здесь и психосоматических расстройств — функциональные расстройства кожи, ЖКТ, завершает формироваться “язвенный” тип личности, начинает складываться тип личности, склонной к ревматоидному артриту.
Архетипы этой проблематики — “играющее дитя” (Карлсон, Питер Пэн, Буратино и т.д.), манипуляторы- трикстеры.
Основные психотерапевтические подходы, на которые можно опираться — игровая пт, психодрама, артгерапия.
Некоторые психотерапевтические приемы работы с данной группой проблем:
Визуализация границ + рисунок границ, хочется ли что-нибудь изменить, доделать. Обсуждение (в “тройках”, либо вся группа целиком)
Инсталляция границ, три зоны (формальная, приятельская, интимная), работа в четверках (социометрическое выстраивание трех типов границ). Обсуждение.
Сказка: Теремок (о границах и их нарушениях). Разыгрывание и обсуждение сказки по сюжету. Можно использовать и другие сюжеты: например, Три поросенка.
Упражнение «Мое-Чужое” (исследование и коррекция личностных границ). Выполняется в форме домашнего задания.
Я на пути ИНДИВИДУАНИИ.
Продолжение исследования второго сегмента личностного пространства — эмоциональности, креативности и половой идентификации. Анализ проблем, связанных с нарушением данного уровня.
Второй сегмент личностного пространства также включает те психологические особенности, которые закладываются в дошкольном возрасте (3-6 лет). Это расширение эмоциональной сферы- разнообразие чувств и их вербализация, креативность, спонтанность. Завершение формирования личностных границ. Этот период половой идентификации и формирования полоролевого поведения. Ведь данный возраст еще называют “Эди- пальным”.
Какие проблемы закладываются на этой стадии развития- алекстимия, диссоциативные расстройства, ретрофлексивные защиты, депрессивные личностные черты, вследствие неадекватного переживания Эдипальной стадии — нарушения половой идентификации, а в дальнейшем непринятие своей сексуальности.
Среди психосоматических расстройств — функциональные расстройства женской репродуктивной системы, формирование коронарного типа личности, завершение формирования типа личности больного ревматоидным артритом.
Психотерапевтическая работа с ядерными проблемами (трудности спонтанности, алекситимии, принятия своей сексуальности и т.д.), сформированными в возрасте от 3 года до 7 лет.
Перечень чувств, анализ чувств по отношению к себе. Все чувства — перечислить, выделить сильные и слабые.
Атом переживаний. Инструкция: “Нарисуйте атом, состоящий из ядра и элементов. Элементами могут быть ваши чувства и переживания Обратите внимание, что ближе, а что дальше расположено от ядра. Значит ли это, что есть более значимые, а есть менее значимые элементы своей эмоциональной жизни? Насколько Вам нравится получившийся атом? Хочется ли Вам сейчас что-то изменить?
Настроение, комплексная техника (рисуночно-когнитивная техника). Настроение (ассоциативный ряд). Рисунок. Скульптура. Далее шеринг в “тройках” и обсуждение в группе.
Страхи, тревога — артгерапевтическая техника. Нарисовать страх и тревогу. Назвать композицию, переделать ее, сделать более принимаемой. Обсуждение.
Дифференцировка — демонстрация, работа в тройках. Данная техника заимствована из гештальттерапии и направлена на преодолении алекси- тимии. Ведь для алекситимиков характерна “склееность” ощущений, чувств и представлений, трудности осознавания этих психических процессов. К сожалению, алекситимические черты распространены у медработников, иногда являясь симптомом эмоционального выгорания.
Данная техника включает в себя 2 этапа:
Обучение дифференцировке — непосредственно во время групповой работы. Можно выполнять эту работу следующими путями — демонстрация упражнения на добровольце, либо сразу предложив всем участникам группы, можно в “тройках”. Участнику предлагается последовательно сосредотачиваться на пяти психических зонах — ощущениях, чувствах, представлениях (мыслях, фантазиях), желаниях и действиях, озвучивая все это следующим образом: “Я ощущаю (вижу, слышу и т.д.)… “Я чувствую ‘Я думаю (представляю, мечтаю и т.д.) …” “Я хочу…”, ‘Я буду делать..”.. Задача ведущего останавливать участников в случаях ошибок (Я чувствую, что завтра мне предстоит очередное мероприятие”), и помочь осуществить правильную дифференцировку (Я думаю о том, что завтра мне предстоит очередное мероприятие. Я чувствую тревогу, когда говорю об этом”). Самостоятельное выполнение настоящей процедуры дома, в сочетании с ведением дневника переживаний.
Детские игрушки-социодрама. Состоит из разогрева-транса, во время которого нужно вспомнить любимую игрушку детства. А затем пожить в роли игрушки в группе и повзаимодействоватъ с другими игрушками.
Социодрама: Герой-Антигерой. Направлена на развитие креативности и отработку полярностей. Участникам предлагается выбрать любимого, а потом нелюбимого сказочного героя. А затем войти в роль антигероя и вместе с другими участниками отыграть свои роли и придумать миниспектакль.
Женские и мужские субличности — структурированная процедура. В основу данной процедуры положены идеи, представленные в пост- юнгианском подходе, связанные с представлением о женской и мужской личности, как о носителе 15 субличностях-архетипах (представленных в образах 7 античных богинь и 8 богов). Для гармоничной личности, осуществляющей личностный рост (индивидуацию) характерно гармоничное сочетание этих субличностей.
Боги и Богини — социодрама, маски богов и богинь.
Данная социодрама направлена на коррекцию “проблемных” субличностей, через проигрывание ролей античных богов и богинь- прототипов данных субличностей. Данная процедура проводится в групповом режиме и состоит из следующих этапов:
Процедура “Женские и мужские субличности”.
Информационный этап, знакомство с прототипами архетипов в античной мифологии.
Релаксационный этап. Участникам предлагается определить ту субличностъ, которую хотелось бы усилить и выбрать роль того бога или богини, которая олицетворяет эту субличностъ.
Шеринг по поводу выбранных ролей. В группе может быть несколько богов с одним именем.
Начало социодрамы. Каждая “Богиня” и “Бог” находит в пространстве место наиболее оптимальное для себя, в котором будет ощущать себя максимально гармонично. Это необходимо для наилучшего вхождения в роль. После этого — шеринг для отслеживания чувств участников группы.
Этап спонтанной игры, в рамках которого пациенты, находясь в роли, пытаются жить спонтанно, отслеживая свои переживания, чувства и т.д. На данном этапе 2-3 раза делаются “стоп-кадры”, во время которых проводится микро-шеринг для оценки эмоционального актуального состояния участниц группы. Данный этап работы проходит 1-2 часа. Можно в ходе предлагать следующие инструкции: “делайте, находясь в роле то, что хотите…, почувствуйте себя Богом…, попытайтесь сделать все, чтобы почувствовать себя богиней…, оцените как Вам ощущать себя в этой роли…”.
Этап завершения игры. Инструкция: “У вас остается всего 5 минут для завершения социодрамы. Сделайте все, что хотите сделать, находясь в роли”.
Финальный шеринг. Все участники группы делятся переживаниями, чувствами и их динамикой, происходившей на всем протяжении социодрамы.
Я — достигающее или ПУТЕШЕСТВИЕ ГЕРОЯ
Изучение третьего сегмента личностного пространства, сформированного в рамках третьей перинатальной матрицы (период прохождения родовых путей) а также периодов младшего школьного и подросткового возраста. Основная проблематика, закладываемая здесь — организованная планомерная деятельность, умение структурировать свое поведение, умение взаимодействовать со своей и чужой агрессией. При дисгармоничном переживании всех этих процессов могут возникнуть трудности в преодолении препятствий, планирования своего поведения. Основные архетипы:
Герой, Деятель, Дракон, Монстр-агрессор. Сказочные персонажи: воины, рыцари и т.д.
Психотерапевтические приемы в работе с данной проблематикой.
Ассоциативная процедура — сила, энергия, злость (по аналогии с техниками, описанными на стр.)
“Источник силы и энергии” (рисунок). Обсуждение в “тройках”.
Бриллиант решений (БР)- демонстрация + отработка в “тройках”.
Путешествие героя: “Георгий-победоносец и Змей”- социодрама.
Проигрывание известной социодрамы, анализ процесса (структура по аналогии с социодрамами на стр.)
Упражнение “Путешествие в Будущее” направлено на структурирование успешного будущего. Ведь очень важно человеку со сложными проблемами дать надежду, сориентировать его на положительные моменты.
Я — ИНТЕГРИРУЮЩЕЕ И МУДРОЕ.
Изучение и коррекция четвертого сегмента личностного пространства, заложенного в рамках четвертой перинатальной матрицы (рождение) и периода зрелости со всеми экзистенциальными кризисами (юношеский, середины жизни, пожилой возраст). Основная проблематика связна с экзистенциальными и депрессивными переживаниями. Трудностями переживания кризисов, метафорой пустоты. Основные архетипы — смыслы, знаки, мудрецы.
Основные психотерапевтические процедуры:
Работа с понятиями: самость, смысл, мудрость, интеграция (через ассоциативную технику). Далее выполнение рисунка и обсуждение его в группе.
Структурированная техника: Мудрость и ее структура. Составить схему своей мудрости, определить проявление мудрости в разных сторонах жизни. Проанализировать, что хочется изменить в схеме мудрости.
Встреча с мудрецом (диалог с самостью).
Мудрец (внутренний наставник, самость) — это одна из значимых субличностей человека на пути разрешения им экзистенциального кризиса. Данная техника является ресурсной и помогает пациенту установить контакт со своей “мудрой” частью. Данную технику также можно проводить в различных режимах. Одной из наиболее эффективной форм является визуализация. Для визуализации можно использовать техники наведения транса в режиме Эриксоновского гипноза.
«Мудрецы» — социодрама.
Проводится, как спонтанная социодрама. Участники группы “входят” в роль тех мудрецов, с которыми контактировали. “Живут” в этих ролях 30-40 минут. Затем осознают ресурсностъ этих ролей.
Жизнь-смерть.
Рисунок жизни и смерти. Определение связей между этими понятиями.
Архетипический атом.
Инструкция: “Нарисуйте атом, состоящий из ядра и элементов. Элементами могут быть архетипы, образы, символы и переживания, связанные с вашей жизнью” Далее процедура, описанная выше. После процедуры анализ ресурсов архетипов.
Интегративная креативно-структурная (ИКС) терапия позволяет решать глубокие, сформированные в первые годы жизни психологические трудности всем спектром психокоррекционных ресурсов, имеющихся в арсенале психолога и психотерапевта.
Список литературы:
1. Александров А. А. Современная психотерапия. — СПб., 1997.
2. АлександровскийЮА. Пограничные психические расстройства. -М., 1999.
3. Ассаджиоли Р. Психосинтез. — М., 1996.
4. Беккгю Ж Жюслен Ш. Новый гипноз. — М., 1998.
5. Берн Э. Исцеление души. Транзакционный анализ в психотерапии. — М., 2004.
6. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Краткий учебник. Пер. с немецкого. — М., 1999.
7. Гроф С. Области человеческого бессознательного. — М., 1994.
8. Гроф С. Человек перед лицом смерти. — М., 1996.
9. Карвасарский БД. Психотерапия. — М., 1985.
10. ЛейтцГ. Психодрама: теория и практика. — М., 1994.
11. Лопухина Е.В. Архетип сезонности в психотерапии // Урания. — 1998. — №1.
12. Любан-Плоцца Б, Пелъдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. — СПб., 1994.
13. Перле Ф., Хефферлайн Р., Гудман П. Практикум по гештальт-терапии. -М.,1994.
14. Роджерс К Клиент-центрированная терапия. — М., 1997.
15. Рудестам К Групповая психотерапия. — М., 1990.
16. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных нервно-психических и соматических заболеваниях. — М., 1995.
17. Эриксон Э. Детство и общество. — М., 2000.
18. Юнг КГ. Структура психики и архетипы. — М., 2008.
19. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. — М., 1999.
Авторы статьи: М.Г. Ивашкина, В.И Есаулов.