Все больше людей задаются вопросом, насколько эффективны методы воспитания, которые применялись предыдущими поколениям, для поколения нынешнего. Все больше родителей сомневаются, что хотят использовать те методы, которые испытали на себе. И встает вопрос, а что вместо этого? Каким может быть современное воспитание? Что оно будет воспитывать и развивать в ребенке?
Для этого нам необходимо сделать шаг назад и задаться очень простым, но исключительно важным вопросом: что такое воспитание вообще? Когда я веду этот образовательный курс в формате живых лекций, то адресую этот вопрос в зал, и получаю очень много разных ответов, которые можно разделить на 2 большие группы:
- 1 группа ответов связана с ребенком: чтобы ребенок был счастливым, как в маленьком мире семьи, так и успешно адаптировался в большом мире взрослых. Становился успешным, развивая свои способности сначала как ребенок: хорошо учился, ладил с окружающими, был умненьким и ответственным, а потом умел добиваться своего и в мире взрослых.
- 2 группа ответов связана со счастьем и комфортом самих родителей. Действительно, мы редко об этом задумываемся, но методы воспитания, взаимодействия в семье – это не только для ребенка, но и способ устанавливать комфортные правила для совместного проживания всех участников Маленького Мира. И это очень важный компонент, о котором еще не раз будет сказано.
Но вернемся пока к детям. Мы уже заметили, что задача воспитания – это сделать ребенка успешным и счастливым именно в той среде, где он будет жить. Соответственно, методы и формы взаимодействия в семье становятся моделью, маленьким миром, в котором ребенок учится и постепенно адаптируется к миру большому, взрослому. Я хочу подчеркнуть, не существует идеальной модели воспитания, адекватной некоему абстрактному ребенку, в абстрактной семьи, оторванной от реальности. Потому нам очень важно разобраться в тех условиях жизни, которые существуют сейчас, тот большой мир, в который ребенок выйдет из теплого круга мира маленького — семьи. И в понимании этого момента, кроется ответ, почему многие старые методы – не эффективны в вопросе счастья и успешности ребенка, а зачастую травматичны и несут вред, хотя раньше они были вполне себе хороши и давали нужные результаты.
Лучше всего пояснять на живых примерах, близких к собственной жизни. У нас у всех есть родители и они жили в эпоху Советского союза, когда личное мнение человека, его цели и желания были не столь важны, а должны были идти в строй с мнением и задачами общественными. Жесткая, приближенная к военной дисциплина – была абсолютной нормой, и в мире детей и в мире взрослых. Существовали госты не только на продукты питания и технику, но и на человеческую жизнь. Из школы в техникум или вуз, потом по распределению на работу, квартира через распределение, достаток стабильный, здравоохранение в поликлинике, ценности – в газете и телевизоре; были четкие нормы питания, быта, поведения и воспитания. Если нормы не соблюдались – нарушитель сурово карался. Потому ключевым фактором успеха и счастья для ребенка, будущего взрослого – было умение принять эти внешние правила, встроиться в эту систему. Можно рассуждать хорошо это было или плохо, но нас интересует другое. Человеку не нужно было принимать свои собственные жизненные ценности и решения, нести за них ответственность, почти все значимые вещи были уже решены за него.
Многие люди сегодня, не желают принять в личной жизни авторитарные отношения подчиненный-начальник, сопряженные с нормой, спущенной «сверху», нарушение которой жестоко карается. В маленьком мире семьи можно привести очевидный пример, что многие женщины сегодня не приемлют обращения с ними, как с неполноценными или слугами, подчиненными мужу-тирану, а также хотят искать личностные смыслы и реализовывать свои желания. И это очень правильно, потому что именно счастливый и самодостаточный родитель сможет стать хорошим примером для своего ребенка.
Как сказал неизвестный автор «Детей воспитывать трудно, потому что ничто человеческое им не чуждо». Дети и подростки также не желают сегодня подчиняться родителям и внешним тоталитарным указаниям, поскольку весь окружающий мир делает по-другому. Для них исключительно важно чувствовать личную вовлеченность в процесс принятия решения семьи, режима, постановки целей и т.п. Но отсутствие такого навыка или возможности его реализовать может толкать ребенка на плохое поведение или замыкание в себе, как защитная реакция.
Именно потому в современном мире уже не так эффективны традиционные методы наказания при исправлении плохого поведения детей. Исправления плохого поведения могут быть легко осуществлены только при условии, что дети и подростки стали бы делать то, чему учит их большой мир.
Соответственно умение выбирать из множества, знать, чего хочешь и как этого достичь, а также умение нести личную ответственность за сделанный выбор, поступки и результат – то, что должен уметь взрослый человек и то, чему он может научиться в Маленьком Мире семьи, будучи ребенком.
Для этого родители, если хотят создать оптимальные условия для развития ребенка, могут научиться современным техникам взаимодействия с ребенком, которые не пользуются насилием и подавлением, как педагогическими приемами. При этом особенно важно не превратить все это во вседозволенность и не позволять детям тиранить себя, но это уже тема для отдельной статьи.
Автор: Колыгин Дмитрий Евгеньевич